Духовная и психическая культура в психотерапии

  I раздел.

«Психотерапия» — «лечение души» или лечение душой.

 Чтобы воздействовать на что-то, или чем-то, нужно это что-то «иметь»: как минимум, иметь в виду, но желательно иметь  в соответствующем эмпирическом опыте – это требование к уровню духовного развития психотерапевта.

Иметь что-то (инструмент) в наличии – означает нести за него ответственность.

Разделение зоны ответственности клиент-психотерапевт может служить самостоятельным методом психотерапии. В различных школах психтерапии ответственность делится в разных пропорциях, но везде это важный вопрос.

Когда оба ни за что не отвечают – это до-психотерапевтическая ситуация  («бытовая психотерапия»); когда отвечает только один (односторонняя субъективность) – это психохирургия.

Идеальная ситуация – полная ответственность каждого за процесс и результат терапии, тогда ситуация перетекает в со-творческий духовный контакт.

Границы ответственности в психотерапевтической ситуации имеют много сторон: временные, экономические, юридические, этические, правовые, экологические и т.д. Поэтому (в ряде школ очень жестко) существует регламент, договор об оплате, ответственности за несоблюдение графика посещений, договор о количестве посещений, разделение терапии на этапы, возможность корректировки задач терапии и т.д. (перерывы и окончание терапии, критерии результата, возможность привлечения других специалистов, степень конфиденциальности, т.д.)

В рассмотренных смыслах психотерапия существует так или иначе в поле действующих медицинских кодексов. Как выясняется в историко-культурном рассмотрении, кодексы сходны в некоторых ключевых для нашей темы вопросах, некоторые аспекты появляются или акцентируются только в наше время.

Модель Гиппократа ( 460- 377 г. до н.э.)

Принцип «не навреди».

  «Клятва Гиппократа»

« Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство:

Считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому,   но никому другому.

   Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением,

Воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же не вручу никакой женщине абортивного пессария.

Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошёл, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами,

свободными и рабами.

   Чтобы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.»

ГИППОКРАТ. Избранные труды, т. I, М., Биомедгиз, 1936, с 87-88.

В Гиппократовской модели подчеркивается достижение социального доверия с пациентом, подчеркивается фактор социальной справедливости и универсальной этики отношений.

Модель Парацельса ( 1493-1541 г.)

Принцип «делай добро».

К.Г.Юнг писал о Парацельсе : «В Парацельсе мы видим родоначальника не только в области создания химических препаратов, но также и в области «эмпирического психического лечения».

Парацельс уже учитывал эмоционально-психические особенности личности, признавал глубину её душевно-духовных контактов с врачом и включенность этих контактов в духовный процесс (психотерапия). Для Парацельса значимы не только положительные эмоционально-психические привязанности и социально-нравственная ответственность, но и «целебность» , «божественность» самого контакта врача и больного; из этого вытекает призыв «делай добро, благо, твори любовь, милосердие». Таким образом, врачевание- это организованное осуществление добра, добро же по сути имеет  божественное происхождение.

Парацельс  учил: «Сила врача —  в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства – любовь».

Вслед за Парацельсом, известный врач XVI века Джероламо Кардано, высоко оценивал фактор  доверия в терапии: «Тот, кто больше верит, излечивается  лучше» ( в психоанализе  это называется состоянием «позитивной» трансференции»). Поэтому Кардано широко  применял суггестивную терапию, рассматривая её как необходимую и эффективную составляющую любого терапевтического воздействия.

Деонтологическая модель.

Принцип «соблюдения долга».

От «deontos» –(греч.) – «должное»; принцип деонтологии введён в советскую медицину в 40–х годах

XX века профессором Н.Н.Петровым,  чтобы  обозначить врачебную этику (которая была отменена в 1917 г. за её  связь с религиозной культурой). Однако сами истоки представлений о «должном» находятся в религиозно-нравственном сознании, и включают оценку действий не только по результатам, но и по помыслам.

Модель биоэтики.

Принцип «Уважение прав и достоинства человека».

Главный сюжет рассмотрения в биоэтике – конфликт прав, например, «права плода  на жизнь» и «право женщины на аборт»;  «права на достойную смерть» и принцип «не навреди»  и, тем более, заповедь « не убий».

Применительно к психотерапии, особенно там, где она  граничит с психотерапией и трактовкой душевного повреждения в духовных традициях, возникает широкий спектр совершенно не проработанных вопросов, например: конфликт права индивида на особую форму восприятия и право общества на безопасность. Здесь мы наблюдаем неразрывную связь культуры и восприятия, и с другой стороны, восприятие и идеологии ( примеры из советской диктатуры – преследование художников, творивших вне модели соцреализма; и в наше время – бдительный контроль спецслужб за соблюдением границ  детерминированного восприятия; последнее является частью проблемы распространения наркотиков с точки зрения расширения границ восприятия).

В дополнение к рассмотренным моделям упомянем представления о медицинской этике в некоторых восточных медицинских традициях.

Аюрведа.

 Чарака (Чарака-самхита) выделил 4 качества  истинного врача: дружелюбие (нелицеприятие), сопереживание страждущим,  сильное желание помочь пациенту, и честное прекращение лечения, когда помощь более не возможна.

Стремление к совершенствованию и наличие широко кругозора, в том числе в духовной области, считались неотъемлемыми чертами характера врача.

  ( Кашьяна-самхита)

«Тот врач, который неопрятно одет, груб в речи, тщеславен, подобен деревенщине, и кто приходит без вызова, должен быть избегаем больными, даже если он подобен Господу  Дханвантари.

(Бхава-пракаша-самхита, 1.6.52.).

   Аюрведа отказывает в лечении (но не в экстренной помощи) следующим категориям больных:

   «Врачу следует отвергнуть того пациента, который ненавидит врача, царя и правительство; а  также того, к кому враждебен царь и сам врач; самоубийцу или не желающего жить; не имеющего желания и возможности лечиться, не имеющего времени на лечение ( слишком занятого человека), не выполняющего всех наставлений врача; того, чья жизнь подошла к концу, применяющего насилие к другим ( исполненного гнева, злобы, гордости и т.д.), погруженного в скорбь, охваченного страхом; неблагодарного и считающего себя врачом (занимающегося самолечением)».

(Аштанга хридайя самхита, 1.1.34-35а).

Смысл этого утверждения в том, что вылечить таких пациентов практически невозможно, а  безуспешные попытки врача по их исцелению приведут лишь к дискредитации самого врачебного искусства.

Мы приводим здесь эти цитаты потому, что они подразумевают представление о медицине как имеющей психотерапевтическое ядро.

Веды (представление о психосаматике): «Тоска, печаль, гнев, испуг — первые  ступени на лестнице любой болезни».

Китайская медицина

пропитана конфуцианской идеей гуманности, любви к другим людям. Весь континуум исцеления является воплощением гуманности и человеколюбия (Жень);

Основной элемент медицины – достижение гармонии в организме и спасение жизни.

О статусе врача: «Врач низшей категории лечит болезнь, врач средней категории исцеляет человека, врач высшей категории исцеляет страну».

Сунь Сымяо ( 581-682 г.г.) создал описание врачебной этики: «Когда врач  лечит, он должен быть собран и полон сострадания, полностью сосредоточен на освобождении людей без мысли о личной выгоде; должен относиться к любому человеку как к члену своей семьи; относиться к пациентам с кристальной честностью, наивысшей искренностью и глубочайшим состраданием».

В буддизме врача учили быть первым другом больного (само понятие дружбы подразумевает достижение эмоционально-личностной зрелости).

… «Можно бояться отца, друзей, учителя, но не должно чувствовать страха перед врачом, ибо он для больного – отец, мать, друг и наставник».

Мы видим, что:

Гиппократ обращается в клятве к богам: Аполлону, Асклепию, Гигее, Панакее;

Аюрведа неотделима от индуизма;

Тибетская медицина – от буддизма;

Китайская медицина – от конфуцианства ( и даосизма).

Статус врача во всех этих традициях максимально высок.

Сама традиционная (медицинская) этика сакральна: она не сводима ни к человеческой природе, ни к экономической выгоде, ни к социальной целесообразности, ни к практическому расчету…- она деонтологична, идеалистична, религиозна – являясь основой духовной  культуры. Пренебречь или исказить связь медицины, этики и религии – значит неизбежно извратить сущность каждой из них. Однако сегодня авторитет врача в медицине перестаёт быть первичным, неоспоримым;

Развитие молекулярно-прогностической медицины обходится без субъективных жалоб и симптомов пациентов. В этом смысле, пожалуй, только авторитет психотерапевта сохраняет прежние позиции, ввиду обычно необъективируемости и прогностической неопределенности духовно-душевного (психического)  статуса клиента. По мысли И. Канта («Критика практического разума»), именно моральная автономия («моральный закон во мне») может рассматриваться как одно из оснований духовного контакта в психотерапии.

Однако в целом тенденции современной медицины, когда рассматривается проблема не только «помощи больному», но и проблематичные физические и нравственные последствия этого для  популяции в целом, касаются и психотерапии (психиатрии).

Сегодня в принятии врачебных решений принимает участие пациент, и возникают новые модели отношений пациент-врач: информационная, совещательная, интерпретационная, которые связаны с защитой прав и достоинства человека. Развивается и натуралистско-прагматическая этика (имморализм), основоположником которой можно считать Ф. Ницше.  Имморализм в некотором смысле  ведёт к концу духовной культуры.

В «Сумерках богов» Ницше предложил «новую мораль для врачей», «… больного следует рассматривать как паразита общества…, в известном состоянии неприлично продолжать жить, становясь обузой для близких и общества…».

На мой взгляд, врач, игнорирующий или отрицающий духовную составляющую  пациента, совершает    смертный грех. Психотерапевт, отрицающий духовную реальность – это нонсенс.

Отдельного рассмотрения заслуживает исчезновение некоторых социальных ниш, манифестирующих «моральную автономию», как компонентов психической и духовной культуры: шут, юродивый, «городской сумасшедший»

Кодекс православного врача ставит  морально-этические принципы выше закона; при их противоречии друг другу врачу предписывается добиваться изменения закона в пользу  нравственных установок.

Духовная и психическая культура в психотерапии.

IIраздел.

«Душа – это норма тела» (Аристотель).

«Чувствование дано душе для того, чтобы она знала, что происходит с телом» (Августин Блаженный.).

  1. Условиями для психотерапии в поле духовной и психической культуры будут  ценностные, мировоззренческие и нравственные критерии; чрезвычайно важно наличие эмпирического опыта.

Так, не имеющий мистического опыта психотерапевт вряд ли будет способен поддерживать духовный контакт ( он просто не сможет поддерживать должный уровень искренности и доверия, — смотри мою работу «Психотерапия и духовный контакт»).

   2. «Обычная» медицинская модель:

       — информированность (данные объективных обследований)  →статистика → алгоритм терапии;

        Идеальная психотерапия: опыт → личностное знание → чудо (уникальное мастерство).

Это не означает, что в психотерапии нет алгоритмов: на уровне психической культуры, например в психоанализе, существует четкий алгоритм управления переносом, в гештальт-терапии – методика постановки «эксперимента»;

на уровне духовной культуры идеальная модель – монашеская практика «внутренней брани» (Добротодюбие).

В «обычной» медицине врач «знает» о больном больше, чем сам больной. В поле психической культуры психотерапевт отдаёт первенство внутреннему знанию пациента, и помогает получить к нему доступ; в поле духовной культуры приоритет целителя отводится Богу, духовной основе человека.

В психологической практике с акцентом на психическую культуру можно отнести методику сбора информации посредством дидактического тренинга.

   3. Ограничение (регламентация)  восприятия есть элемент борьбы цивилизации с культурой; отсутствие грамотного обучения восприятия психической и духовной реальности ведёт к утрате психотерапией своей основы, на государственном уровне утрачивается контроль над разрушительными  тенденциями в духовной сфере (духовные угрозы). Не существует института, занимающегося преступлениями в области духовной реальности (эта тема заслуживает отдельного обсуждения).

На общественном уровне – отсутствие иммунитета к состояниям и переживаниям, разрушительным для душевно-духовной  сферы.

При этом в архаических обществах отсутствие у человека мистического опыта расценивалось как душевная болезнь (ущербность).

При этом шаблоны восприятия закрепляются в картине мира ( и могут препятствовать психотерапии).

К шаблонам восприятия, вслед за индуистами, отнесём шаблоны манаса (низшей мыслительной функции, как принадлежащей  к сфере чувств). Поэтому можно сказать, что различные психо и духовные техники, применяемые в том числе в психотерапии, отличаются друг от друга степенью компромисса с заданными в социуме стереотипами восприятия и мировоззренческими парадигмами.

Культура регламентирует восприятие по критериям морально-этическим и эстетическим.

   («Я тебя вижу»- в фильме «Аватар»).

Ключевой вопрос для психотерапевта – как он видит клиента. Вне зоны «договорного восприятия» нет согласованных алгоритмов, отношения строятся только на основе доверия (веры). В практике встречаются примеры, когда врач «видит» возможности исцеления, которых не вывести из объективных данных обследований ( и также из опыта клиента и из  предшествующего опыта врача).

Восприятие тесно связано с воображением. Широко применяемые в психотерапии практики визуализации, можно сравнить по действию с актуализацией в экспериментах корпускулярной функции элементарных частиц  (выводя её в ходе эксперимента  из волнового состояния).

Таково же, к примеру, действие икон, фиксирующих «правильный» фокус восприятия ( и действие искусства как фиксатора культурно-эстетических образцов, в целом). Применительно к практике психотерапии образ исцеления на определенном уровне уже фиксирует возможность самого исцеления (например «освобождающие сны»).

   4. Психическая и, в особенности, духовная культура, через опыт инсайтов и откровений может открывать такие области знания, которые относительно табуированы в обществе, снимая страхи, соответствующие этим табуированным зонам (напр. знание момента и обстоятельств собственной смерти. «Вы  когда умрёте?  — «Мастер и Маргарита»,  «Я тоже их вижу: ты такой же нормальный, как я», сказала Полумна  о волшебных существах, невидимых для большинства людей (из фильма о Г.Поттере).

   5. Психическую культуру как культуру состояний (переживаний) можно рассматривать как психосоматический феномен, соотносимый с коллективным бессознательным; мировоззренчески соответствует более всего политеизму или анимизму, геометрически может быть представлена как круг (шар) – символически-женское начало, иррациональное.

Духовная культура соотносится с мистическим опытом,  непередаваемым (только инициируемым технологически, метарациональна; коррелирует с идеей трансформации (трансмутации); мировоззренчески – монотеизм, геометрически — точка (стержень, вертикаль), мужское начало.

   6. К проявлениям психической культуры можно отнести свойства и качества, которые считаются желательными ( благоприятными) для успешного психотерапевта: харизма, уверенность, эмпатия, внимательность, общая эрудиция, толерантность, открытость, искренность и др.

Из этих качеств можно составить психоэтический портрет «идеального» психотерапевта.

К духовной культуре наиболее адекватным комментарием можно считать характеристики человека из Нагорной проповеди: «заповеди блаженства».

Так же, как в мировых традициях самосовершенствования, элементы психической и духовной культуры в разных соотношениях присутствуют в различных школах психотерапии, соответственно представлениям о составных структурах внутрипсихического устройства человека.

 Для иллюстрации приведём сводную таблицу:

Психическая культураДуховная культура
эмпатия (эмоциональный резонанс)преданность
сочувствиеслужение
душевная болезньсамоотдача  (жертвенность)
дружбасострадание
сопереживаниелюбовь
восприятие целогоСострадание ( бодхичитта)
  
Стремление кСтремление к
покоютрансформации
гармониивыход из ограничений любой формы, за пределы «Я» (в чистую субъективность?)
равновесиювыход из обыденного диапазона восприятия («духовное познается духовным»).
комплексное «Я» 
расширение восприятия«внутренняя брань» монахов
 экзистенциальная терапия
 Школы психотерапииисповедь как психотерапия
психоанализпсихотерапия в хосписах
гештальт-терапияпсихотерапия преступников, приговор к смертной казни
недирективная (клиент-центрированная) терапияК. Роджерса 
самоактуализация А. Маслоу
психосинтез
программа « 12 шагов»

Нелишне упомянуть, что понятие « психическая культура» в аспекте психотерапии близко понятию личностная (эмоциональная) зрелость, которая  включает 2 критерия:

   — умение получать радость от жизни;

   — умение разделять эту радость с другими людьми.

Без достижения эмоциональной зрелости проблематична реализация способности к дружбе, любви, эмпатии, состраданию.

Применительно к духовной культуре, имеет смысл рассмотреть «моральную  автономию» врача (она шире, чем у священника, который более скован рамками догматов; священник иногда затрудняется обсуждать морально-нравственные устои людей других вероисповеданий).  Вообще в социуме наблюдается исчезновение некоторых ниш, связанных с  моральной автономией ( шут, юродивый, «городской сумасшедший»), что, возможно, влияет на утрату моральной автономии в среде психотерапевтов (наблюдается узкая  специализация – приверженность жестким рамкам школ, течений, т.д.), потерю корней (дзен в гештальте).

На мой взгляд, игнорирование духовной составляющей психотерапевтом следует рассматривать как совершение смертного греха.

Проявление психической и духовной культуры

  1. расширение восприятия элементов жизни, тенденция як одушевлению всё большего числа объектов и явлений мира, переживание универсальности жизни.
  2. видение многоуровневых интегральных связей между объектами и явлениями, объемное мышление; видение психотерапевтической практики как включение в «поток развития», деалгоритмизация практики

Психика – единый «котёл» процессов, поэтому не важно, с какого «конца» начинать психотерапию.

  1. размывание ролевых позиций (врач-пациент), ориентация на совместное творческое исследование  проблемы.

В различных школах по-разному смещены акценты внимания на «зонах контакта» врач-пациент (консультант- клиент):

  • директивная психотерапия – на психотерапевте (почти отсутствие элементов психической культуры)
  • клиент – центрированная, недирективная психотерапия – на клиенте
  • гештальт, психоанализ – граница контакта между психотерапевтом и пациентом.

Перспектива идеальной психотерапии —  выйти на предельное переживание за пределом «Я», что будет означать конец любых формальных алгоритмов терапии.

  1. В отдельную область выделим принципы экологии психики (терапевта и клиента).

Например, особо регламентированное в психоанализе взаиморасположение врач-терапевт (кушетка), анализ (рефлексия) своих и чужих переживаний аналитиком  (рефлексия переноса и контр-переноса) в  других школах — управление вниманием (снятие внимания с себя в клиент — центрированной недирективной терапии).

В отношении клиента – «щадящая» информационная нагрузка. (определение «предела прочности» психики клиента) для предотвращения психотравмы ( фильмы «Цвет ночи», «Управление гневом», и др.).

То же относится  к строгим правилам конфиденциальности открываемой в процессе  психотерапии информации.

Особое отношение к табуированной информации  (например, о неизлечимой болезни с предполагаемым сроком смерти).

Соблюдение перечисленных принципов возможно лишь в случае достижения психотерапевтом эмоциональной (личностной) зрелости, поэтому в большинстве школ настаивают на прохождении психотерапевтом личной терапии.

  1. Иногда в современной психологии личность рассматривается как защитная структура от  Переживаний вины и стыда, вызывающих комплекс «J’m not OK”» , несовместимый с жизнью (фильм «Умница Уилл Хантинг» — Робин Уильямс :«Это не твоя вина!»)

Поэтому провоцирование вины и стыда не просто непрофессионально, а прямо разрушительно;

Психотерапевт может и должен  избегать манипуляций виной и стыдом, даже если это  входит в прямой запрос клиента (например, «скажите, кто виноват в конфликте…?»). Проблематика «следования запросу клиента».

  1. В отличие от «остальной» медицины – смещение восприятия с визуального на слуховой канал (этому особенно придаётся значение в психоанализе, краткосрочной позитивной психотерапии и т.д.), — этот навык требует тренировки (внимательное слушание).
  2. Элементом психической культуры можно считать практику отреагирования помыслов и намерений в терапевтической ситуации (освобождающее отреагирование); к духовной культуре – внутренняя трансформация помыслов (раскаяние, духовное очищение).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *