При размышлениях о плацебо, ноцебо и соответствующих эффектах их действия, появляются два соблазна. Если рассматривать плацебо как «таблетку», мы имеем дело с частным случаем симпатической магии. Если расширенно толковать плацебо и, тем более, плацебо — эффект, надо рассматривать феномены веры, сознания, восприятия, изменения восприятия с помощью внушения, самовнушения, гипноза, иллюзии и т.д., причем как на осознанном, так и неосознанном уровне. Можно предположить, что на любом уровне, где есть восприятие, существует и плацебо-эффект и возможность использовать плацебо.
Вообще в таком контексте от термина плацебо стоило бы отказаться, потому что он сужает смысловое поле явления, при этом ничего не объясняя в плане механизмов его действия.
Существуют сферы деятельности, практически полностью опирающиеся на эффект плацебо: религиозная деятельность, психотерапия, целительская практика в широком смысле.
Вспомним определение веры — ключевого понятия в духовных традициях:
«Вера есть уверенность в невидимом»
(Новый Завет)
«По вере вашей будет Вам»
(там же).
Сказать, что действует одна вера (при помощи воли) по существу может быть правильно, но такое представление не объясняет механизма действия, способствуя в лучшем случае росту религиозного сознания, а в худшем — укреплению фаталистических установок. Создается впечатление, что мир абсолютно пластичен и дает опытное подтверждение любым ожиданиям, которые существуют у его обитателей.
Совершенно очевидно, что действие плацебо напрямую связано с контекстом его применения. В качестве контекста выступает традиция, уровень культуры, образования, научно-технического прогресса, общественное мнение, мода, реклама, этика , мораль и т.д.
Вообще трудно назвать то, что не несет для нас плацебо- или ноцебо-эффекта. Мы всю жизнь вкушаем эту большую таблетку…
Плацебо, психотерапия и магия.
Психотерапия в широком смысле вся сводится к эффекту плацебо. Психотерапевт стремится заполнить пространство взаимодействия с клиентом специальным содержанием, в большей части смоделированным как плацебо — ситуация, ради достижения определенного результата, более или менее прогнозируемого. Результат при этом может быть вызван как суммарным эффектом процедуры общения, так и точечным вкраплением, например, в эффекте «25 кадра».
Плацебо апеллирует к субстрату психики, меняя восприятие. Плацебо-эффект инициируется такими факторами и переживаниями, как новизна и необычность обстановки, страх («у страха глаза велики»), экстремальные нагрузки, харизма врача, особенности индивидуальных психофизических и психологических свойств клиента, уровень базового доверия врачу, ожидание и т.д. Сначала сознание (психика) конструирует некоторую форму (образ) ожидаемого состояния; психотерапевт этому способствует в той или иной мере. Затем организм пытается имитировать эту форму на биологическом уровне. Таким образом проблема наступления плацебо-эффекта может быть обусловлена верной или неверной имитацией формы. Так можно рассуждать, если принять сознание за вместилище всех форм, единое на всех уровнях, но различное в царствах природы по способности имитации форм. Тогда все существа есть более или менее адекватные приемники, трансляторы и имитаторы форм(образцов). Имитационная деятельность неизбежно вызывает ложное восприятие и это можно назвать гипнозом. Вообще, мы не знаем, что такое чистое восприятие. В нашей цивилизации по мере ускорения прогресса появляется все больше имитационной деятельности, следовательно, нарастает социогипноз. Вообще, стоит лишь к слову «восприятие» добавить «ложное», и мы получаем гипноз. Сюда же можно отнести и продукцию «низшего ума» (манаса), который в Индии относится к органам чувств. С другой стороны в магии считается, что знать имена вещей означает контроль над ними. Имя Бога — самое благоприятное, и в некоторых традициях лучшей деятельностью считается его повторение. Результатом может стать выход из гипноза либо погружение в еще более глубокий гипноз.
Можно ли при помощи сна пробудиться от сна?
Плацебо-эффект и внушение.
Если мы будем сводить плацебо-эффект к эффекту внушения, то ключевым параметром для его проявления будет состояние или «уровень» сознания. Только неизмененное состояние (Будды), лишенное всех иллюзий воспринимаемого мира, может быть свободно от плацебо-эффекта.
Можно пытаться исследовать, в каких состояниях сознания эффект плацебо достигается легче и выражен наиболее полно. Существует определенная статистика по гипнабильности населения, и некоторые тесты, помогающие ее измерить. В этой связи представляет интерес психотехника защиты от гипносуггестии со стороны масс-медиа, рекламы и т.д. Манипуляторы сознанием (агенты, политики, целители-шарлатаны и т.п.) тоже, со своей стороны, проявляют интерес к данной теме и совершенствуют свои приемы. Очевидно, что у представителей массового сознания восприятие в наибольшей мере подготовлено к проявлению плацебо-эффекта как результата внушения.
В книге по «Искусство быть собой» В. Леви описывал концепцию о кругах веры. Центральный круг абсолютной веры, являясь опорой представлений о мире и себе, одновременно служит наименее подверженной критике областью. «Удар» внушения, если он способен поколебать круг абсолютной веры, ведет к потере личностной самоидентификации и человек становится сырым материалом для социально-психического перепрограммирования (зомбирования).
Рисунок 1

Шкалы можно выстроить по любым качественным характеристикам: уровню культуры, образования, пола, возраста и т.д.
Плацебо и целительская практика.
Плацебо — это нечто «меньшее «, чем человек. Силы, вызывающие исцеление — заведомо большие, например, силы природы:»natura sanat, medicus curat morbis» (при условии, что базовые резонансные связи с природными силами поддаются восстановлению).
Духовные силы еще более могущественны. Их можно описывать персонифицированно или не персонифицированно. Шейх Мансур сказал: «Ангелы — это силы, скрытые в способностях и органах человека» (за что и был четвертован). В целительской практике важны соотношения внешних и внутренних ресурсов, которые могут «включаться» в определенных условиях и вызывать целительный (плацебо) эффект.
Что является первичным звеном в механизме исцеления?
Можно ли говорить о некоем генерализованном процессе или своего рода цепной реакции, приводящей к эффекту исцеления? Если цепочки этих реакций заложены в психофизиологических ритмах существования (и последовательностях онтогенеза), то владение такими методами, как использование особых слов, заговоров, мантр, имен «хозяев Сил» служат залогом возможности исцеления Эти резонансные взаимодействия с различными Силами включают и определенную этику.
Целитель работает по наитию, становясь проводником той Силы, которой служит. Иногда и пациент обращается к этой Силе через целителя, но в этой практике решающее слово остается за Силой.
Целительский эффект сравним с эффектом плацебо, но мы улавливаем качественную разницу. Вера пациента в возможность мгновенной чудесной трансформации, настрой на чудо в случае целительства более тотальна и лучше осознается. Играет роль осознание клиентом готовности к изменениям с точки зрения морально-нравственной и деятельностной заслуженности этих изменений . «Иди и впредь не греши…» Исцеление Духом предполагает наставление на будущее, условия, при которых не вернется недуг, в отличие от обычного использования плацебо.
Духовная сфера сама по себе не субстратна : «Дух веет где хочет». В христианстве существует представление об «умном сердце», которому отводится роль воспитания души.
Если духовное есть абсолютная форма, то оно способно вызывать абсолютный плацебо эффект (чудо трансформации). В данном случае плацебо-эффект потенциально может проявляться на любом субстрате: превращение воды в вино, людей в камни и наоборот .
Рабочее определение.
Идеальное плацебо — это абсолютная форма, которая обеспечивает проявление любых психофизических состояний путем активации резервных психофизиологических ресурсов живых организмов.
