Известно,что каждый препарат,медицинская методика и т.д. постепенно теряют часть своего эффекта со временем. С одной стороны, организм привыкает (вырабатывает иммунитет), как, например, в случае с антибиотиками, либо перестаёт воспринимать средство как новое (в случае с пенициллином, который когда-то воспринимался почти как панацея), ослабляется влияние рекламы, моды на определённые процедуры(«новое-это хорошо забытое старое»). Влияет и критика препарата, появление его аналогов, нахождение новых побочных эффектов, «конкуренция» с другими подходами к терапии и т. д. Что касается новых лечебных методик и аппаратных воздействий (даже диагностических процедур), на первый план рано или поздно выходит человеческий фактор (квалификация и харизма врача), а вера в сам чудесный аппарат снижается. Вероятно, основную функцию плацебо-эффекта несёт сознание, причём безразличен его «уровень», а важно какое-то его качественное свойство. Без сознания нет и плацебо-эффекта, а при наличии сознания любого уровня развития он будет проявляться.
Одним из следствий этого при работе с плацебо-эффектом на первый план выходят вопросы этики такой деятельности. Говоря о трёх основных теориях действия плацебо можно рассматривать их распределение по более или менее осознаваемым уровням психики, где все эти механизмы будут действовать в различных пропорциях. В психологии любого опыта (в том числе и плацебо-эффекта) признаются равноценными три фактора , в нашем случае врач , клиент и среда (плацебо-ситуация). Если говорить о теории ожиданий и теории внушения, которые базируются на представлениях и верованиях клиента и врача, то можно изобразить такую схему:

Здесь круги веры (по В. Леви) могут создавать различные конфигурации; главное, чтобы были точки соприкосновения, и чем в более центральных сферах, тем лучше. В идеале будет совпадение центральных точек схемы (кругов абсолютной веры).

Тогда можно говорить о наивысшем уровне доверия и понимания между клиентом и врачом. Пожалуй, наилучший плацебо-эффект проявится в поле глубокой эмпатии, синтонных и резонансных взаимодействиях. Абсолютный образец таких взаимодействий — любовь (которая «вершит чудеса»). «Там, где двое соберутся во Имя моё, буду средь них третьим» («третий» в данном случае — результат). Важна и эстетика формы терапии (например «красивая психотерапевтическая сессия») . В научном мире красота формулы (гипотезы) служит косвенным критерием её истинности.
Вообще, поиски плацебо, как чего-то ускользающего, не — дедуктивного, неописуемого- задача прямо противоположная поискам панацеи, попыткам создания «философского камня», т.е. попыткам найти некий совершенный, абсолютный по действию и воспроизводимый объект. Значит, мы можем говорить о невоспроизводимости, уникальности, индивидуальности проявления плацебо. Тогда личностное знание, холистический и индивидуальный подход будет вести к усилению плацебо-эффекта. Напрашивается представление о том, что геомантия ( в том числе фэн-шуй) обеспечивает наиболее идеальную плацебо-ситуацию, провоцируя каждый раз уникальные плацебо-эффекты за счёт эмерджентных свойств такой ситуации. В таком случае нельзя говорить об экспериментально-статистическом подтверждении плацебо-эффекта.
Из психических свойств, усиливающих плацебо-эффект, можно выделить спонтанность, интуитивность, распредмеченность сознания, состояние внутренней тишины (медитации), покоя, релаксации. Эмпирический опыт часто показывает, будет ли эффект от терапии, с первого мгновения контакта с клиентом. В каком-то смысле процесс терапии мгновенен, а в ходе терапевтических сессий он просто конкретизируется, разворачиваясь во времени. Не исключено, что плацебо-эффект связан со способностью психики вступать в контакт, что коренится в базовой потребности человека. Способность испытывать плацебо-эффект определяется, с одной стороны, базовыми инстинктами и потребностями, с другой — сознательной интенцией к развитию, восполнению стерезиса (ущерба) и совершенствованию формы по идеальным образцам. Важна способность живого имитировать, мимикрировать, накапливать признаки. Плацебо невозможно без жизни, плацебо-эффект возможен там , где происходит контакт в живых тканях. Ещё одно важное психическое свойство в рассматриваемом аспекте — одушевлённость мира. «Всё полно богов»(panta plere theon ) — формула Платона, которую он произносит вслед за Фалесом. Только в такой ситуации возможен контакт. Если идеальное плацебо — это свойства самой психики (сознания), не отделимое от свойств «пропитанной богами» реальности, то плацебо-ситуацией будет весь явленный мир. Вероятно, плацебо-эффект связан со способностью психики вступать в контакт с реальностью как таковой, в результате чего может устраняться стерезис на любых уровнях и решаться задачи любой сложности. Способность нашей психики «запускать» плацебо-эффект может соотноситься со свойствами границы психического и духовного (например, архетип здоровья), а так же другими границами между уровнями психики, чем объясняется эффект внушения и самовнушения. Известно,что именно на этих границах (бардо сна, глубокого сна и бодрствования) наши психофизические структуры наиболее восприимчивы к изменениям. Все теории о результатах действия плацебо можно свести к попыткам организма (психики) воспроизвести некий прообраз совершенного человека. Все мировые традиции говорят или об утраченном некогда совершенстве, о возможности его достичь, или об эволюционной необходимости его достижения. Иначе мы могли бы говорить только об условнорефлекторном механизме действия плацебо и только биохимическом действии лечебных препаратов.
Выводы
- Идеальное плацебо можно определить как абсолютную живую форму, способную воспроизводить себя в том или ином объёме плацебо-эффекта в потенциально любой ситуации в зависимости от интенции субъекта.
Это может быть описано как концепция абсолютного партнёра в лице живого, всепроникающего Бога, исполненного абсолютной властью над реальностью и сострадания к живым существам.
- Исходя из выше рассмотренных аспектов, плацебо и плацебо-эффект можно рассматривать как феномен психической и духовной культуры.
- Плацебо эффект можно рассматривать как базовое, связанное с сознанием свойство нашей психики, проявляющееся на границах контакта. Идеальной границей контакта в данном случае будет граница психики с реальностью как таковой.
