Измененные состояния сознания (тезисы к докладу)

«Сознание — это то, где все происходит»

Определения

  1. Арнольд Людвиг (1966 г.): «ИСС — качественные отклонения в субъективных переживаниях или психологическом функционировании от определенных генерализованных для данного субъекта норм, рефлексируемые самим человеком или отмечаемые наблюдателями».
  2. Ч. Тарт : «Состояния сознания — это в общем качественные изменения общего паттерна субъективного (психического) функционирования». Точка зрения Ч. Тарта базируется на учении В. Джеймса : «Наше бодрствующее сознание есть не более чем один особый тип сознания, в то время как повсюду вокруг него лежат совершенно другие, потенциальные формы сознания, отделенные тончайшей преградой». (подтверждение — запоминание опыта гипнотического восприятия только в аналогичных состояниях, множественные личности, состояния пророчества, оракулы и т.д.). Упомянутые потенциальные формы сознания, по Ч.Тарту, и есть ИСС.
  3. Понятие степеней сознания, как отдельная тема, введено в психофизиологию В. Вундтом: «Низшая граница, нулевая точка степеней сознания есть состояние бессознательности. От этого состояния, противостоящего сознанию, как безусловное отсутствие психических связей, следует строго отличать тот факт, что отдельные психические состояния теряют свойство сознательности».

Точка зрения Вундта и Э. Крепелина в настоящее время развивается школой швейцарского психолога и психиатра А. Диттриха, рассматривающего ИСС как «переходные» между сознательным и бессознательным.

  1. Проф. Л. И. Спивак и акад. Н. П. Бехтерева в начале 1990 -х г.г. создали научную школу исследования ИСС. Под ИСС понимается одна из распространенных, однако неоптимальных стратегий активной адаптации нормального человека к необычным и (или) экстремальным условиям, состоящая во временной индукции ряда необычных психических феноменов (аудио-визуальных иллюзий, амбивалентных эмоций, аффектов, экзистенциальных инсайтов, снижении порога внушаемости при вербальных контактах, расширения областей и приемов спутанной креативности, пространственной деперсонализации, религиозно-мистических переживаний).

Н. П. Бехтерева предложила понятие о множественных состояниях нормы ( в рамках учения Н. П. Бехтеревой об устойчивых патологических состояниях). Введение этого понятия позволяет ставить вопрос об измененных функциональных состояниях человека в норме и патологии.

  1. С. И. Доронин, «Квантовая магия»: «Сознание — внутренне свойство системы (открытой или замкнутой), которое заключается в ее способности различать и реализовывать отдельные допустимые для нее состояния».

«Мера сознания определяется числом допустимых состояний системы, которые она способна различить» (там же).

История исследования ИСС

З. Фрейд — с началом эпохи психоанализа стал проявляться интерес к исследованию сновидений.

В. Джеймс в работе «Многообразие религиозного опыта» (1910 г.) выделял 4 признака мистических состояний : неизреченность, интуитивность, кратковременность, бездейственность воли.

Появление в конце 19-го — начале 20-го века многочисленных переводов восточных традиционных текстов.

60-е годы — появление контркультуры: переход от рационально-практической формы восприятия мира (птолемеевской) к созерцательно-чувственной (орфической) форме.

Появление психоделической культуры. Интерес к восточным системам самосовершенствования (медитация, боевые искусства и т.д.). Развитие гуманистической психологии, психотерапии (психосинтез, гештальт, эриксонианский гипноз ). На этом фоне начались масштабные исследования ИСС.

Исследование психоделического опыта использования ЛСД. Эксперименты С. Грофа, и в дальнейшем создание техники холотропного дыхания.

Современная актуальность ИСС

  1. Технологичность современного мира, воздействующая на человека при отсутствии традиционной культуры состояния (психической и духовной), лишает его ориентиров и критериев, в том числе нормы и патологии. Недостаток знаний в этой области приводит к страху показаться ненормальным, мешает ассимилировать зачастую бесценный опыт ИСС и тем самым достичь целостности, самоидентичности.
  2. Проблема состоит в понимании того, где проходит «водораздел» между позитивными и негативными (патологическими) ИСС. Особенно важен этот аспект для людей творческого труда и тех, кто занимается самосовершенствованием. Следует помнить, что некоторые ИСС являются нормой для некоторых людей.
  3. Каждая деятельность предполагает оптимальный для нее набор состояний, отсюда выход на способы контроля и моделирования полезных состояний для своих практических задач.

Существуют субъективно и (или) объективно ценные ИСС. Испытывая их, человек достигает большей целостности самоописания и наполнения дополнительными смыслами своего существования. Способность испытывать широкий диапазон ИСС можно напрямую связывать с оптимизацией адаптационных механизмов, а также с облегчением получения информации (опыта) в результате инсайтов, новых способностей, переживаний вдохновения и т.д.

Типология ИСС

  1. Искусственно вызываемые (наркотики, препараты, сенсорная депривация, холотропное дыхание ).
  2. Психотехнически обусловленные (обряды, АТ, осознанные сновидения).
  3. Спонтанно возникающие в обычных, необычных, экстремальных ситуациях.

Нормальные (обычные) состояниях

  1. Бодрствование
  2. Сон
  3. Глубокий сон
  4. Гипноз (транс, в том числе наяву как селективное внимание) (об этом много говорил Гурджиев) — не всеми признается вариантом нормальных состояний.

Р. Шор выделил тир размерности гипноза: повиновение, забвение, архаическое окутывание.

В отечественной литературе обычно выделяют ясное (норма) и помраченное сознание: отрешенность от реального мира, выражающаяся в нарушении восприятия, затруднении фиксации внимания, невозможность восприятия, фрагментарность восприятия, дезориентировка в месте, времени, людях, ситуации, нарушение процессов мышления, памяти, и т.д.

У здоровых людей описывается «сужение сознания», «психическое напряжение», реже «необычные психические состояния». Наиболее часто у здоровых людей наблюдаются сужение сознания, напряжение, гиперконцентрация, страх, переоценка идей, персонификация неодушевленных объектов, ощущение изменения течения времени, активация воображения и т.д.

Адаптивные и неадаптивные выражения ИСС

  • Неадаптивные (неоптимально адаптивные): наркотические переживания, демоническая одержимость, колдовство, неврозы, истерические состояния, деперсонализации, диссоциации, гипноз автострады и т.д.
  • Адаптивные:
    1. Исцеление (включая магические ритуалы, посещение мощей, святых мест, гипнотерапию), сон, сексуальный оргазм.
    2. Путь к новому знанию или опыту.
    3. Социальная функция (групповые ИСС) как элементы культуры (ритуалы, праздники, карнавалы, т.д., которые ведут к групповой сплоченности).

Продуцирование ИСС

  1. Редукция экстероцептивной стимуляции и (или) моторной активности:
    • сенсорная депривация
    • одиночное заключение
    • гипноз автострады
    • феномен «обрыва» у летчиков
    • состояние крайней скуки
    • гипноз
    • дремота
    • сомнамбулизм
    • взаимогипноз
  2. Повышение экстероцентивной стимуляции и (или) моторной активности и (или) эмоций.
    • ситуация допроса, пыток
    • гиперкинезийный транс в условиях группы или толпы
    • религиозное обращение к Богу
    • целительный транс во время религиозных обрядов
    • духовная одержимость
    • шаманский и пророческий транс, транс при хождении по углям
    • экстатические трансы дервишей.

Изменения в сознании могут возникать в условиях эмоционального беспокойства или конфликта: различные формы амнезии, травматические неврозы, синдром деперсонализации, состояние паники, гнева, истерические конверсивные реакции (мечтательные грезы, диссоциативная истеричность), состояние колдовской и демонической одержимости.

  1. Повышенная смертность или психическая вовлеченность ( возникают в результате гипералертности с последующей гипоалертностию в течение длительного периода времени).
    • длительная сторожевая работа
    • созерцание экрана радара
    • пламенная молитва
    • интенсивная психическая поглощенность задачей, например чтением, письмом и т.д.
    • сосредоточенное внимание на звуках чужого дыхания
    • наблюдение за вращающимся барабаном, метрономом, стробоскопом.
  2. Сниженная алертность или ослабление критичности, «пассивное состояние ума».
    • мистические, трансцендентные состояния, сатори, самадхи, медитация
    • грезы, сонливость, глубокая задумчивость, транс медиумов, самогипноз
    • глубокие эстетические переживания, вдохновение, озарения, свободные ассоциации, транс при чтении, особенно поэзии, ностальгия, музыкальный транс, интеллектуальная и мышечная релаксация при плавании и загорании.
  3. Влияние психосоматических факторов.
    • гипо — и гипергликемия, обезвоживание, нарушение функций щитовидной железы, надпочечников, дефицит сна, гипервентиляция, нарколепсия, мигрени, эпилептические припадки, прекращение приема наркотиков, делирий, прием фармакологических средств, дежа-вю

Выводы

  1. В современном обществе существует путаница в вопросе отношений к опыту ИСС, связанная как с недостатком информации, так и социо — культуральным страхом столкновения с « иным», «чуждым» опытом.
  2. Крайне мало внимания уделяется теоретическому и практическому изучению ИСС в образовательных учреждениях, особенно в подготовке врачей, психологов, педагогов.
  3. Переживания ИСС обычно воспринимается как вредный и опасный в плане психического здоровья опыт. Вместе с тем забывается его культурный, творческий и целительный вклад в построение многоуровневой целостности человеческой структуры.

2010 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *