Декарт ( XVII в.) — разделил индивида на 2 отдельные взаимодействующие сущности. тело и сознание.
Вундт (XIX в.) разделил сознание на атомы, сведя его к элементарным частицам (ощущениям, чувствованиям, образам). При этом постоянно предпринимались попытки воссоединить сознание и тело и рассматриваемый организм как целое.
Адольф Мейер (1948г.), психосоматическое направление в медицине, фундаментальная работа Когхилла, посвященной развитию нервной системы и поведения (Coghill, 1929), Хьюлингс Джексон (1931), Клод Бернар (1966), Ян Смуте (ЮАР) – генерал, государственный деятель и философ.: «Holism and evolution» (1926) вывел слово холизм из греческого «холос» (полный, целостный, завершенный).
В психологии организмическая теория разрабатывалась Дж.Р.Кантором, Р.Х. Уилером, Хейнцем Уэрнером, Гарднером Мэрфи, К. Роджерсом.
Организмическая теория опиралась на эпохальную статью Джона Дьюи (Dewey. J) «The reflex are concept in psychology» (1896). Считают, что воззрения Аристотеля, Спинозы, Гёте и Ульяма Джеймса развивались в сторону организмических теорий.
Гештальт движение (Вертгеймер, Келлер, Каффка) протестовали перед 1–ой Мировой войной против взглядов Вундта. Начав с поля восприятия как целого, они в дальнейшем выделили в нём фигуру и фон, изучили их взаимосвязь, ввели вместо представлений об ассоциации понятие «инсайт». Однако у данных авторов акцент делился в большей степени на работу с сознанием, а не с телом.
Ведущий представитель организмической теории – Курт Гольдштейн (нейропсихиатр): каждый симптом должен анализироваться как проявление всего организма, где организм – единое целое.
Главные особенности организмической теории (Гольдштейн)
- Единство, интегрированность, согласованность и когерентность здоровой личности.
- Организм – целое; составляющая не абстрагируется от целого, и не изучается как изолированная сущность; целое фунционирует по законам, которые нельзя обнаружить, анализируя части.
- Организм мотивируется не многими, а одним главным мотивом: самоактуализация или самоосуществление, стремление реализовать врождённые возможности всеми доступными способами.
- Среда не может принудить человека вести себя так, как чуждо его природе. Если организм не может контролировать среду, он будет к ней адаптироваться. В организме нет ничего врождённо «плохого», он становится «плохим» из-за неадекватного окружения (Жан Жак Руссо)
- Организмическая теория использует принципы гештальтпсихологии, но расширяет их, рассматривая всё, что касается организма и его деятельности.
- Считается, что на основании исчерпывающего изучения одного человека можно узнать больше, чем при изучении отдельных психических функций многих индивидов.
Курт Гольдштейн
Различал естественные (укоренённые) фигуры и неестественные (изолированные) – продукт травматических событий или фрустрационной деятельности.
Три разновидности поведения:
- Сознательная активность
- Отношения, представляющие чувства, настроения, переживания.
- Процессы, представляющие телесные функции, которые можно пережить лишь косвенно.
Другое важное положение – различие между конкретным (ответ на стимул) и абстрактным (размышление о сути и взаимосвязях стимулов и т.д.) поведением.
Основные динамические понятия Гольдштейна:
- процесс выравнивания или центрирования организма
- само-актуализация (самоосуществление)
- «приход к согласию» со средой.
Гольдштейн говорит, что нормальный, здоровый организм – это тот, «в котором тенденция к самоактуализации действует изнутри и который преодолевает сложности, возникающие из-за столкновений с внешним миром, не на основе тревоги, но благодаря радости победа» (1939). Для Гольдштейна симптом – не просто манифестация отдельной функции или структуры организма; его следует считать нормой регуляции больной или дефектной личности. Например, исследуя афазию, он утверждал, что она не является результатом поражения определенной зоны мозга, но, напротив «язык – средство, благодаря которому индивид приходит к согласию с внешним миром и самоосуществляется; из этого следует, что каждое индивидуальное речевое проявление может быть понятно только под углом зрения его отношения к формированию целостного организма в его стремлении максимально осуществлять себя в данной ситуации» (1948). Организмическая точка зрения на симптомы, тип терапии и обучения зависит от знания того, какие симптомы могут быть излечены непосредственно, а какие следует изменять, работая с личностью как с целым. В одном случае дефект зрения может быть вылечен тренировкой зрения, в другом – повышением самоуважения клиента.
Рекомендации для исследования человека:
- изучать человека в целом (индивидуальный подход!)
- осуществляйте интенсивное исследование индивидуальных случаев с использованием тестов, интервью и наблюдений в естественных условиях.
- старайтесь понять поведение человека с точки зрения самоактуализации, приход к согласию со средой, абстрактного и конкретного поведения, а не с точки зрения реакций на отдельные стимулы.
- используйте при сборе и анализе данных как качественный, так и количественный метод.
- не прибегать к стандартизированным условиям исследований
- всегда иметь в виду, что организм – сложная структура, а его поведение – результирующая обширной системы детерминант.
Андраш Ангьял – настаивает на том, то отделить организм от среды невозможно, они аспекты единой реальности; вносит понятие биосфера (1948), она включает в себя также психологическое и социальное.
Самое основательное разделение в биосфере – «субъект» и «объект» (среда). Динамика жизни состоит в интеракциях между этими полюсами.
Биосферические системы позволяют анализировать взаимосвязи шире, чем отношения.
Ангьял считал, что позиция в системе, важнее, чем атрибут (например, в системе власти, где все позиции взаимно соотнесены).
В работе, посвященной холистическому подходу в психиатрии, он говорит, что системный анализ состоит из 2-х шагов:
- определение контекста, к которому принадлежит данный феномен
- определение его позиции в этом контексте.
Тогда можно сказать, что феномен точно определён и полностью объяснён.
Важным свойством системы является, её ригидность или пластичность (например. висцеральные функции, или сенсорно-нейромускулярные). Вторые, более осознанны, чем первые.
Часть целого должна обладать 2 характеристиками:
- она должна быть относительно независимой и самостоятельной;
- не быть при этом изолированной от системы.
В рамках биосферы существует 3 измерения: вертикальное, прогрессивное и горизонтальное.
Серия актов в направлении цели составляют прогрессивное измерение.
Горизонтальное измерение – координация дискретных актов в большую, лучше интегрированную, более эффективную поведенческую единицу.
Вертикальное измерение простирается от внешнего поведения на поверхность биосферы вниз, к ядру биосферы.
Символическое «Я» — сумма представлений о себе.
Не всегда надёжный представитель организма.
Автономия ( следование «полюсу организма») и гомономия ( следование «полюсу среды») создаёт напряжение (динамика биосферы) – т.е. «утверждение себя» и «отказ от себя».
Первое соответствует эгоистическому стремлению к овладению средой. Вторая соответствует выходу за пределы себя и участие в чём-то большем, чем индивидуальное «Я» (например, через потребность в любви, эстетических переживаниях, религиозного чувства, т.д.).
Личность рассматривается как «темпоральный» (сквозь время) гештальт.
Ангьял (1965) утверждает, что одновременно формируется 2 структуры: здоровая и невротическая, но в разных соотношениях, и доминируют в разные моменты жизни.
Развитие идёт во всех 3-х измерениях, что обогащает и гармонизирует личность, и даже регрессия служит конечному развитию личности.
Абрахам Маслоу
Его позиция – часть широкой области гуманистической психологии, которую он характеризовал как 3-ю силу наряду с бихевиоризмом и психоанализом.
Человеческая природа по сути своей добра, или, во всяком случае, нейтральна.
Базовые потребности и метапотребности.
Базовые – дефициентные, метапотребности это – потребности в росте, и они имеют иерархию. Мета – не имеют иерархии, равно сильны.
Маслоу исследовал неординарные личности и выявил их характеристики:
- ориентация на реальность
- принятие людей и мира как они есть
- спонтанность
- центрированы на проблеме, а не на себе
- отстранённость и потребность в уединении
- самостоятельность и независимость
- свежесть, нестереотипность оценки
- имели мистическое или духовное переживание
- отождествляют себя с человеком
- отношения с некоторыми людьми глубоки и эмоциональны
- ценности демократичны
- не смешивают средства и цели
- Чувство юмора не агрессивно, а философично
- творческие ресурсы
- сопротивляются подчинению культуре
- не смиряются со средой, трансцендируют, превосходят её.
Маслоу исследовал «пиковые переживания» и анализировал их интегрирующее влияние на личность. Самоактуализирующиеся люди, которых изучал Маслоу, являются воплощением организмической теории.
Организмические теории находят проявление у Фрейда, Юнга, Олпорта, Мюррея, Роджерса и т.д.. Это характеризует общий подход, хотя теории отличаются друг от друга и их можно критиковать с точки зрения, например холистичности (например, меньшая холистичность у Голдштейна).
Можно обсуждать вопрос о границах рассматриваемой системы или о масштабах рассматриваемой позиции в метасистеме.
К.Роджерс
Клиент – центрированный подход; особое внимание к «Я» (Я-концентрация).
Тенденция к актуализации, стремление к тем переживаниям, которые воспринимаются как «я – интенсифицирующие», и избегание тех, которые воспринимаются как « я – отрицающие».
Центральное место субъективной реальности переживаний, а в ней «я – концепции».
Проблема возникает, когда человек ощущает несоответствие между Я – концепцией и общим организмическим переживанием; тогда он пытается защитить целостность себя с помощью искажения или отрицания восприятия. Слишком большое несоответствие между Я-концепцией и действительным переживанием приводит к личностным расстройствам и психопатологии.
Феноменологичная теория Роджерса отражает:
- сильную приверженность положениям свободы, рационализма, холизма, изменяемость субъективности, гетеростаза, проактивности и непознаваемости;
- умеренную приверженность положению конституционализма.
Таким образом, в организмическом подходе мы имеем диспозиционные пары, например: фигура и фон, субъект и объект, организм и биосфера и т.д. Относительно организма существуют разные представления, включающие понятия уровней, структур, систем, измерений т.д. Ключевым, на мой взгляд, является трактовка организма, его границ.
Я трактую организм максимально широко, относя к нему всё, что попадает в сферу восприятия индивида ( т.е. чего «касается» восприятие), включая всю деятельность сознания с его воображением, представлениями и т.д.
В практике я в меньшей степени уделяю внимание Я-концепции, а акцент делаю на текучесть форм, работаю с границами между условными уровнями, провожу практики интеграции самовосприятия вокруг духовного центра (культивируя переживания целостности, жизненности, осознанности), наведение мостов между уровнями восприятия (создание якорей в разных, равнозначных « планах бытия»), баланс между тенденциями развития (расширение границ, стремление к новому) и стабилизирующими (поддерживающими равновесие) силами и тенденциями. Сквозной эффект всех этих практик проявляется в повышении осознанности и служении высшим (абсолютным) ценностям, в .т.ч. через экзистенциальное чувство причастности к живой целостности, превышающей личный уровень самоописания.
