ОБЩИЕ положения.
Если мы понимаем, как что-то устроено, мы получаем возможность этим осознанно пользоваться, влиять на это, например, развивать (или блокировать), совершенствовать какие-то элементы этого «устройства», и так далее.
Следующий важный вопрос: отношение устройства человека к эволюции в биологическом смысле, а также в смысле философском (можно рассуждать ещё и о «подсмыслах»: социо-культурных, исторических, психологических и так далее). Вообще, являемся ли мы такие как сейчас, результатом эволюции или инволюции, развиваемся или деградируем?
Ещё один вопрос связан с исключительным многообразием описаний внутреннего устройства человека в различных духовно-эзотерических традициях. При этом их практическая реализация в виде психотехник, похоже, связана не столько с самими этими описаниями, сколько с их целостностью (охватом всех «уровней» человеческого бытия).
Наконец, обращает на себя внимание сходство мифов о происхождении человека в разных мировых культурах, а также о «предельной» возможной реализации человека в Земных условиях. Это может свидетельствовать об универсальности структуры, которую можно назвать духовным ядром человека, имея в виду человека, как духовное существо, обладающее телесным субстратом.
На семинаре планируется рассмотреть следующие вопросы:
- Происхождение человека в процессе сотворения мира (согласно Книге Бытия). Был ли Адам теплокровным?(А. Чужов). Сотворение мужчины и женщины: разные виды животных? Представления о неземном происхождении человека с точки зрения его (дез)адаптации к природным условиям. Богословские представления о роли и предназначении человека на Земле.
- «Материал» Творения: неорганика (прах Земной)! Понятие о теле физическом. Связь наличия души и органической жизни. «Вечный вопрос» философии. Сознание — свойство живого, или не только?
- Возможность неорганической жизни. Постановка вопросов о до-, пост- и пара-генетической эволюции. «Тёмное поле» генома. Свет и Тьма как онтологические основания для соответствующих Иерархий.
- Ангелы, животные и человек в учении св. Григория Паламы.
- «Границы» человеческого. Явь, Навь и Правь у славян. Небо — Человек — Земля (Китайские традиции). Условность границ с точки зрения биологии, физики (человек — «электромагнитная пучность»), психики (например, учение о панпсихизме), духа (гностицизм, богословские представления), … Сущности, населяющие разные планы бытия.
- Душа и психика. Тело и дух. Представления о душе (или её отсутствии) в разных Традициях: авраамических, буддизме (сочетание скандх), индуизме («астрально-ментальный комплекс»), шаманизме… Наличие мистического опыта как показатель психического здоровья в «архаических» культурах.
- Сознание — синоним памяти (понятие «беспамятства» как описание несознательного состояния)? Представления о «носителях» сознания: мозг («коллоидный раствор с зачатками электропроводности»), канально-меридианная система (в которой мозг как раз не считается жизненно-важным органом), чакры (В. Данченко: «Общая теория чакр»), «тела» и «планы» (Санкхья, теософия), «тональ» и «нагваль» (учение Дона Хуана), алая-виджняна («сознание-хранилище» в буддизме).
- «Виды» (уровни) сознания: бессознательное (в том числе коллективное бессознательное), подсознание, «норма» сознательности, сверхсознательное… Понятие о «Я» (личностный уровень), самости (сущности?), Сверх-Я («Истинном Я»). Иерархия уровней сознания по Ауробиндо Гхошу.
С. Соловьёв, 2015 г. Санкт-Петербург.
