СВЯТОЙ — евр. «кодеш» — «отделённый (для Бога), хесед (хасид) — «святой». В Новом Завете соотносится с греч. «агиос» (ἅγιος), «осиос» (Ὅσιος), также греч. martis — свидетель.
СВЯТОЙ — очищенный от греха, причастный святости и бессмертию (т. к. грех — «жало смерти»).
СВЯТОСТЬ — отделённость, абсолютная инаковость по отношению к миру (инок). Это внутренняя характеристика Бога, Его суть.
Святость — непременное условие и цель спасения (А.П.Забияко).
Святость — не концепт религиозной культуры, описывающий реальность, а постулат со своим стабильным объёмом понятия, отсылающий к конфессиональной теологической норме.
Рудольф Отто (моногр. «Священное», 1917): «Святость Божества (numen, отсюда «нуминозные переживания») переживается как совершенно Иное, вне рациональных и моральных моментов, предстаёт целостным, совершенным и самодостаточным, своего рода изначальной данностью.
Мирча Элиаде (споря с Фрейдом, Марксом, Ницше и др. редукционистами): «Священное находится в диалектическом противоречии с профанной средой,входит в саму структуру сознания, а не представляет некую стадию его истории.
Предельная реальность святости в христианской традиции выражена как сопричастность тому, чем нельзя обладать. Святость придаёт объекту высшую ценность, ставит его на недосягаемую высоту.
На языке Нового Завета и Апостольского века святые — это христиане вообще. Не отрекшиеся христиане становились в первые века мучениками «автоматически», так как исповедание христианства каралось смертной казнью.
ФОРМЫ Святости могут быть бесконечно разнообразны и не опознаваемы обычными способами; как бесконечное воплощение Евангелия, они не обусловлены ничем: ни эпохой, ни культурой, ни языком. Вместе с тем люди склонны смешивать культурные привычки с проявлениями святости.
Черты РУССКОЙ святости (по учению мтрп. Антония):
- бесконечное терпение
- максимальная приближенность ко Христу в Его униженности, любовь именно к поруганному образу Христа
- предельная самоотдача в любви, способность никого не отвергать, бесконечное сострадание ко всякому человеку
- максимализм, беспощадность аскетического подвига, борьба за то, чтобы быть достойным самого себя
- захваченность красотой (духовной жизни) — см. также у Достоевского Флоренского, символистов.
Безмерная жертвенная любовь — единственная постоянная черта любой святостия. Не только русской.
Святость — «рождение Свыше», «стяжание Духа Святого». Процесс этот ОСОЗНАННЫЙ (как и при грехе): об этом, напр. Симеон Нов. Богослов. Рождённый Свыше слышит голос Духа.
Большинство святых остаются неизвестны людям, они — как «сор для мира» (1 Кор., 4.13).
Прославление святых имеет воспитательную цель — как пример того, что Евангельские заповеди возможно исполнить. Все люди призваны к святости и могут её достичь при желании и решимости. В то же время у человека нет шансов достичь св. собственными усилиями (без помощи Бога), иначе Ему не надо было бы посылать Сына во искупление грехов. «Одежды святости» даются в Дар, Духом Святым. Сначала очищение кровью Христа, затем «хождение в святости», а если «одежды» испачкались, их следует сразу обновить (через покаяние). Но и высшая человеческая св. не есть абсолютное безгрешие, оно присуще только Богу. Чистота и святость в библейском понимании связана с жертвой Иисуса («омытые кровью Агнца, записанные в Книге Жизни» святые). Сии есть:
- 24 старца (Откр. 5 : 9)
- «Великое множество, которое пришло от великой скорби»(Откр. 7 : 9 -14)
- 144 000, по 12 000 из кжд. Колена Израиля
- «… войдут лишь написанные у Агнца в Книге Жизни» (Откр. 21 : 27)
До РАСКОЛА Церкви (офиц. 1054) все святые почитаются православной Церковью.
СВИДЕТЕЛЬСТВА СВЯТОСТИ:
- вера церкви в святость прославляемых подвижников как людей, угодивших Богу, послуживших пришествию Сына Божьего на Землю и проповеди Св. Евангелия: праотцы, отцы, пророки, апостолы
- мученическая смерть за Христа или терпение истязаний за веру Христову: мученики и праведники
- Праведная жизнь согласно Заповедям Божьим, не всегда засвидетельствованная чудотворениями: благоверные (князья, княгини), отдельные преподобные (кн. Владимир)
- за большие заслуги перед Церковью и народом Божьим: цари и князья, благоверные и равноапостольные
- чудотворения, совершаемые Богом по молитвам святого или от его мощей: преподобные, молчальники, столпники, мученики-страстотерпцы, Христа ради юродивые и блаженные
- высокое церковное первосвятительское или святительское служение: хотя иерархическое положение не является окончательным критерием, учитывается безупречность жизни и веры иерарха
- большое народное почитание подвижника, нередко ещё при жизни
ПРИЧИНЫ святости в людях (патриарх Нектарий, 17 век): «православие безукоризненное, совершение всех добродетелей, за которым следует стояние за веру Христову даже до крови, и проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес; нетление мощей или благоухание костей (важны как фактор во избежание подделок и фальсификаций)».
ТИПЫ (или ЛИКИ) святых:
- праотцы, патриархи, пророки (18 В.З. и 1 Н.З. — И. Предтеча)
- родители пресв. Богородицы наз. Богоотцами (вкл. Царя Давида)
- лик апостольский (12 ап. И «апостолы из 70-ти»)
- святители
- мученики
- великомученики — понесшие особо тяжкие муки, благодаря которым многие люди обратились к Христу
- исповедники (те, кто не отрёкся и остался в живых после гонений и пыток)
- страстотерпцы: почитается их праведность, незлобие и непротивление злу
- священномученики (облечённые дух. саном)
- преподобномученики (монашествующие, принявшие муч. кончину)
- преподобные
- праведные
- благоверные
- бессребренники
- Христа ради юродивые
- чудотворцы
- блаженные(не несёт терминологической нагрузки)
УСЛОВИЯ и ПРОЦЕДУРА КАНОНИЗАЦИИ святых.
КАНОНИЗАЦИЯ — формальный акт провозглашения святым того или иного лица и установления его почитания в церковной литургической и ритуальной практике.
Модель процедуры расследования перед канонизацией появилась примерно в 813г. (Майнцкий собор) с приоритетом папы вместо Императора, а формализованный юридический процесс — прим. в 13 в.
Греч. anakerusis, лат.canonizatio, от греч. «канон» в значении «список, каталог». В католицизме с 1170г. Проводится только с санкции папы (папа Александр). Экспертиза святости проводится не ранее, чем спустя 50 лет после кончины подвижника. В Римском каноническом праве условиями канонизации являются:
- установившаяся церковная традиция почитания канонизируемого
- проявление чудотворения на могиле канонизируемого
- прошение о канонизации
- наличие жития
В русской церкви примерно то же, при особой роли чудотворения и большим значением нетленности мощей. Были вопросы с канонизацией Серафима Саровского, по причине неполной нетленности его мощей. Кроме того, различна у разных авторов и трактовка мощей, вплоть до праха и даже пепла (Иоанн Златоуст). Мощи считаются объектами, в равной мере с нетварными иконами несущими качества святости. На Афоне проводят свои ритуалы экспертизы святости (повторные выкапывания мощей через 3 года, а если тело не истлевает за 9 лет, приглашают архиерея и молятся, чтобы оно разрушилось). У праведников нетленные тела благоухают, или не имеют запаха, или мироточат. Свидетельством о святости святого (и особо о его предстоянии за паству перед Богом) являются мироточение, слезоточение и кровоточение соответствующих икон, равно как и их (икон) целительные свойства.
При этом изучение чудес в Католицизме началось раньше и соответствующий экспертный опыт у них больше, чем в Православии.
В целом в признании святости основную роль играет праведное житие и безупречная вера. В католицизме по заявлению местного клира и епископа конгрегация обрядов проводит троекратное исследование жития святого, его чудес (с привлечением свидетелей) — не менее 2, если житие известно по слуху — не менее 4 чудес; далее усопшего объявляют блаженным (беатификация). Если после этого совершаются новые чудеса, ставится вопрос о канонизации (для всеобщего почитания). Решение оглашается папой по специальному чину: «постановляем и определяем, что блаженный N является святым».
С 1587 до 1983г. В процессе по экспертизе святости у католиков участвовали «адвокат дьявола» и «адвокат Бога».
Относительно чудес — особенно важно установить их Божественную природу.
В Христианстве принято вопрошать: «Для чего чудо произошло (то есть собственной значимости оно не имеет, а лишь в контексте указания, поучения, вразумления, укрепления в вере и т.д.)».
ПРОБЛЕМЫ и вопросы, связанные с экспертизой святости:
- проблема почитания жертв гонений (репрессий), принадлежавших к общинам, чей канонический статус негативно оценивается РПЦ МП;
- концептуальные проблемы в связи с термином «святой царь-мученик»(и вообще почитания в лике семьи Николая 2);
- отсутствие реакции Церкви на проблематику «секулярной святости» (рус. Культура наделяет ею героев, мудрецов, поэтов, харизматических личностей). При этом, можно сказать, что «секулярные святые» воплощают народную СОВЕСТЬ;
- вопрос «меры святости», в частности как её «низший допустимый» уровень, допустимый в Церкви. Сюда же можно отнести вопросы, связанные со временем праведного жития святого и многообразием путей к святости;
- вопрос «естественности» святости, как её характеристики (встречается в некоторых источниках);
- вопросы, связанные с «психофизиологией» святости, в аспекте её причастности Божественному, непознаваемому рассудочным и чувственным путём;
- вопрос путаницы понятий ЛИЧНОСТИ и ПРИРОДЫ человека (индивидуальности), связанный с непроработанностью этих понятий в Православии. Особенно это важно в связи с онтологическим преображением святого и приобретением качественно новых свойств через воздействие нетварной благодати Св. Духа (Православие относит разум, волю, мышление к «природе» человека);
- технические вопросы экспертизы чуда, роль личностного знания соответствующего эксперта.
С. Л. Соловьёв, Санкт-Петербург, 2015г.
